Кирилл Сидоров: «Главная задача МКБ-11 – переход на цифровую платформу»
1 января 2022 года вступает в силу решение ВОЗ о переходе на МКБ-11. На наши вопросы о новой классификации отвечает Кирилл Сидоров, руководитель Регламентной службы Федерального реестра нормативно-справочной информации Минздрава РФ:
– Чем вызван переход на МКБ-11?
- В соответствии с решением 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, принявшей резолюцию (WHA72.15) о признании «Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, одиннадцатого пересмотра», МКБ-11 с 1 января 2022 года вступает в силу. Ассамблея поручила «опубликовать МКБ-11 на шести <включая русский> официальных языках Организации и внедрить цифровые и вспомогательные средства для ее актуализации, распространения, использования и обеспечения взаимосвязи с существующей клинической терминологией».
– Почему МКБ-10 и МКБ-9 уже неактуальны?
– Слово «актуально» не слишком уместно использовать применительно к пересмотрам МКБ. Начиная с 1-ой международной конференции по пересмотру (1900 год, Париж) все последующие пересмотры сохраняют преемственность и основные принципы, разработанные Фарром и Бертильоном, учитывая при этом требования и важнейшие достижения в науке и медицинской практике. Количество кодов в классификации 1900 года едва превышало 160, а в сегодняшней МКБ-10 их порядка 15 тысяч. За прошедший период происходило не просто увеличения пространства кодирования, но и его развитие в направлении решения клинических задач. Ускорение развития клинического направления особо заметно после перехода работы по формированию МКБ к Всемирной Организации Здравоохранения (созданной после 2-й Мировой войны) и принятие решения о «составлении международных перечней причин заболеваемости» в рамках подготовки Международной конференция по Шестому пересмотру (Париж, 1948 год).
– Чем МКБ-11 принципиально отличается от своих предшественников? Какие возможности для медицины откроет МКБ-11?
- МКБ-11: Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, Одиннадцатого пересмотра – очередной этап на более чем столетнем пути построения единого справочного пространства в сфере здравоохранения в формате МКБ (или классификации Бертильона, как было принято именовать данное решение в начале XX века).
Принципиальное отличие Одиннадцатого пересмотра от предыдущих, состоит в смене парадигмы, при которой на место бумажных приходят цифровые технологии, позволяющие обеспечить целостность и транспарентность единого терминологического пространства, при условии его своевременной синхронизации с задачами и потребностями мирового, национального и местного здравоохранения.
В этом плане МКБ-11 очередной, но отнюдь, не ординарный пересмотр, который позволяет учесть сложившиеся тенденции, ответить на запросы и обеспечить дальнейшее развитие международного пространства классификаций в сфере здравоохранения на современном предметном и технологическом уровне, не создавая при этом новые пересмотры, а дополняя и развивая сложившееся пространство.
– Можно ли считать МКБ-11 совершенной классификацией?
- Основная структурная инновация МКБ-11 заключается в том, что Одиннадцатый пересмотр построен на фундаментальном компоненте (Foundation component / ядро системы / базовый контент), отображающем новый уровень технологических возможностей, который представляет собой многомерную коллекцию сущностей МКБ, к которым относятся: болезни, расстройства, травмы, внешние причины, признаки, симптомы и т.д., содержащий всю необходимую информацию для формирования табличных списков, а также дополнительную информацию, для формирования специализированных линеаризаций и модификаций.
Foundation component позволяет объединять определенные коды для достижения более подробной детализации в кодировании. Метод объединения нескольких кодов для описания клинического состояния до желаемого уровня детализации, позволяет обеспечить задачи кодирования как в случаях возможных ограничений, так и в случаях высокого уровня сложности.
Оставаясь в рамках единого технологического решения, можно, во-первых, расширять охват и глубину пространства кодирования, а во-вторых, реализовывать цифровые возможности по построению сложноорганизованных областей здравоохранения, включая статистику и клинические задачи.
– Переход к МКБ-11 – скорее внешний толчок или внутренний?
– Первый импульс для перехода к МКБ-11, и мы об этом говорили, – это, безусловно, решение ВОЗ. Второй импульс – позиция Российской Федерации, которая на той же сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, выразила готовность обеспечить адаптацию перевода на русский язык и содействовать внедрению русскоязычной МКБ-11 в Европейском регионе ВОЗ, и, в частности, на пространстве СНГ, а также для стран использующих русский язык.
– Почему некоторые страны планируют дальше пользоваться МКБ-10 и даже МКБ-9?
– Это вопрос очень сложный. Переход на новую классификацию – это переход всей статистики, всей практики кодирования, которая использовалась в стране. Это не так просто, как кажется. Это порождает целую цепочку взаимосвязанных задач.
К примеру, статистика. На сегодняшний день в России количество учетно-статистических форм исчисляется сотнями. Внесение изменений в существующие формы, при условии преемственности и сохранения накопленных статистических наблюдений – задача нетривиальная. Это методологически, методически и организационно очень непростая работа. Следует понимать, что данная задача затрагивает множество смежных управленческих территорий - она касается и органов Росстата, и органов ЗАГС – очень много тех, кто тоже должен перестроить свою работу и синхронизировать реализуемые решения.
Также следует учитывать серьёзную потребность в ресурсах как на выполнение адаптированного перевода, так и для обеспечения технологических решений. Например, для стран, работающих в локальных языковых зонах, при условии не слишком большого объема населения, не значительном объеме инновационных задач в области здравоохранения, наличии сформированной статистики, а может быть, и не самой лучшей экономической ситуации задача по переходу на МКБ-11 не воспринимается как первоочередная.
– Что может стать препятствием для перехода на МКБ-11?
– Я бы говорил не о препятствиях, а о вызовах для решения задачи по переходу на МКБ-11, главные из которых мы уже затрагивали, и на которых можно остановиться подробнее.
Во-первых, согласование единого терминологического пространства. В процессе перевода неизбежно затрагиваются этические (религиозные, исторические и иные) аспекты связанные с использованием терминологии в здравоохранении. Процесс согласования мы для себя разбиваем на 2 этапа: перевод и адаптация приоритетных (традиционных) классов, и обсуждение и формирование конструктивной позиции в отношении новых для нас разделов. Переход не будет одномоментным. Во-вторых, – поиск технологических решений для перехода на МКБ-11. Здесь большое количество технических задач, которые необходимо решить.
– Может ли МКБ-11 в будущем стать универсальной системой для всех стран? Почему?
– Такой потенциал у МКБ-11 безусловно есть. Вся история МКБ (да и предшествовавшая ей 300-летняя история кодирования причин смерти) – это попытка ввести единые правила по кодированию. Первый пересмотр МКБ создавался с целью предложить единый набор кодов. Если МКБ-11 как электронная версия состоится, то она будет использоваться как единая система. Более того, ВОЗ будет собирать обязательную статистику в кодах МКБ-11.
– Сколько времени займет переход?
– Есть логика ВОЗ, и я ее разделяю. ВОЗ считает, что в крупной стране такой переход занимает до 5 лет. Хотя есть, конечно, IT-локомотивы, такие как Китай, но, следует понимать, что у них представлен другой уровень в сфере информатизации и возможности по построению специальных решений.
ВОЗ видит 2022 год началом пилотного использования МКБ-11. Я согласен с этим. Это не очень жесткая цифра. Скорее всего, единого перехода не будет, но начнется сбор статистической отчетности по определённым направлениям. Дальнейший вопрос – вопрос внедрения на уровне государства. Создать русскую версию – это один глобальный шаг, найти решения для доставки данных до пользователей – это второй шаг и так далее. Опять же, есть разница в цифровом и экономике потенциале регионов, что играет значительную играет роль в реализации подобных задач. Так, что процесс не одномоментный, но, думаю, в 2022 году мы увидим пилотное применение МКБ-11.
– Спровоцирует ли переход на МКБ-11 изменения в других сферах здравоохранения, кроме статистики?
– Безусловно, статистика является важнейшим элементом управления здравоохранением. Однако, начавшийся в рамках 6 пересмотра процесс по развитию клинического направления МКБ, не только не утрачивает своего потенциала, но, напротив, получает мощнейший импульс развития, в условиях цифрового пространства Одиннадцатого пересмотра. Более того, МКБ является одним из элементов Семейства международных классификаций ВОЗ, которое входит в единое мирового пространства справочников Семейства международных экономических и социальных классификаций ООН. Гармонизация и развитие данного глобального пространства затрагивает все сферы человеческой деятельности.
– Необходимо ли дополнительно обучать специалистов для того, чтобы они смогли пользоваться МКБ-11?
– Логика «правильных» цифровых решений направлена на облегчение жизни человека. Правильные решения – это решения понятные. Должна быть реализована адекватная сервисная поддержка, включающая функции выбора, поиска, подсказок, возможности адаптации пространства МКБ-11 под национальные и региональные задачи и так далее. Это должен быть дружественный и понятный интерфейс.